National Emblem of Kazakhstan

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Интервью Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева газете "Казахстанская правда". 30.12.2006


Казахстанский прорыв

В канун Нового года Глава государства Нурсултан Назарбаев дал интервью республиканской газете «Казахстанская правда»

— Уважаемый Нурсултан Абишевич, уходит в историю 2006 год. Нам, журналистам, освещавшим на страницах «Казправды» все события в масштабах страны, особенно очевидно, что год 2006-й стал для Казахстана еще одной незабываемой страницей истории успеха, истории триумфа. Он был предельно насыщен событиями, знаменательными датами, большими достижениями и новыми задачами. Какие из них Вы бы выделилиособо?

— Прежде всего, это был год 15-летия самой высшей ценности Казахстана — его независимости. Полтора десятилетия назад, обретя независимость, мы начали строить новую страну и добились сегодня огромного экономического, политического, социального прогресса. И наш, казахстанский путь, является самым ярким свидетельством реальных возможностей и потенциала нашего народа.

За 15 лет мы все вместе сделали то, на что у многих уходят десятилетия, и реально создали независимое, успешно развивающееся и признанное во всем мире государство. Это бесспорный факт. И я с уверенностью могу сказать: сейчас наше государство сильно как никогда ранее в национальной истории.

Его главная сила — в единстве казахстанцев. За годы независимости мы, казахстанцы 130 национальностей и 46 религиозных конфессий, состоялись как единая нация, объединенная одной исторической судьбой и общими целями. И именно этим я более всего горжусь. И именно это я считаю наипервейшей победой, заслугой и основой для всех других успехов казахстанского народа.

Очевидно, что сила любого государства проистекает из его экономической мощи. Сегодня казахстанская экономика — одна из наиболее динамично развивающихся. В мире не так много стран, которые демонстрируют ежегодный рост вдевять-десять процентов или 30-процентный рост ВВП. Нам это удалось.

Благодаря наступательным реформам мы всего за 15 лет смогли занять на мировом рынке конкурентоспособные ниши по углеводородам, металлу, зерну. По запасам углеводородов, а в ближайшей перспективе и их добыче мы выходим на передовые позиции в мире. Мы смогли войти в первую мировую дюжину государств по годовой добыче угля, железной руды, бокситов, меди и цинка, марганца, серебра, фосфатов. Наша страна вышла в мировые лидеры также по экспорту зерна. Казахстанское зерно экспортируется сегодня более чем в 40 стран мира.

Все это стало надежной основой для экономической силы государства. Вместе с тем за эти годы нам удалось создать надежные механизмы наращивания высоких темпов экономического роста за счет несырьевых секторов, прежде всего, обрабатывающей промышленности. К примеру, показательно, что за последние семь лет прирост объемов производства в машиностроении составил 600 процентов.

Бюджет страны сегодня целиком формируется за счет несырьевого сектора экономики, без участия поступлений от нефтегазовых ресурсов. В 2000 году мы создали Национальный фонд, активы которого в настоящее время превысили 12 миллиардов долларов. Бурный экономический рост был бы невозможен без активного развития малого и среднего бизнеса при постоянной заботе государства. Сейчас доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 30 процентов.

Для дальнейшего поступательного развития экономики необходима активная предпринимательская среда, нужен бизнес, нацеленный на производство высокотехнологичных товаров и услуг. И государство всемерно способствует этому. В течение 2008—2009 годов мы поэтапно снизим ставку НДС с 15 процентов до 13—12 процентов. С 2008 года мы снизим в среднем на 30 процентов ставку социального налога.

Эти меры позволят предпринимателям направлять больше средств на развитие своей деятельности. Как известно, с 1 января 2007 года все казахстанцы будут платить от своих доходов налог в размере десяти процентов.

В 2006 году мы создали структуры, не имеющие аналогов на постсоветском пространстве — государственную холдинговую компанию «Самрук» и систему государственных институтов развития, объединенных в единый холдинг — Фонд устойчивого развития «Казына». Портфель инвестиционных проектов институтов развития состоит из 144 одобренных проектов на общую сумму 3,7 миллиарда долларов.

Сила государства — и в доверии к нему мирового сообщества, одним из показательных критериев которого является объем внешних инвестиций. Вы знаете, что по этому показателю мы лидируем: за годы независимости в казахстанскую экономику вложили свои средства компании более 60 стран мира общим объемомоколо 50 миллиардов долларов.

Всемирный банк включил Казахстан в двадцатку стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций. В то же время возрастают и внутренниеинвестиции в основной капитал, которые составили свыше 70 миллиардов долларов.

Сила страны — в благосостоянии ее граждан. Как отмечают международные эксперты, в Казахстане уровень удовлетворенности людей жизнью — самый высокий в СНГ и близок к показателям Евросоюза. ВВП на душу населения превысил в 2006 году пять тысяч долларов, а по классификации Всемирного банка Казахстан прочно находится в группе стран с доходами выше среднего уровня. Почти втрое увеличились размеры среднемесячной заработной платы, пенсий, стипендий. В четыре разавозросли расходы на здравоохранение, в три раза — на науку и образование.

Это был год постановки новых амбициозных задач.

Вы знаете, что Казахстан ставит перед собой новую амбициозную задачу — войти в ближайшие десять лет в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Стратегия этого движения предполагает качественный «прорыв» в экономическом развитии за счет диверсификации экономики.

Но вхождение в «клуб 50» не самоцель, а средство дальнейшего улучшения стандартов жизни казахстанцев, их веры в будущее своей страны.

2006 год был и годом прорыва во внешней политике Казахстана. Во всем мире к нашему молодому государству относятся с огромным уважением, доверием и желанием сотрудничества.

— Это ярко продемонстрировал состоявшийся под занавес уходящего года Ваш государственный визит в Китайскую Народную Республику. По мнению международного экспертного сообщества, он стал блистательным аккордом 2006 года, еще раз впечатляюще доказав, каким уважаемым государством стал в мире независимый Казахстан. Между тем отношения с нашим великим соседом Казахстан после обретения независимости выстраивал практически «с нуля»...

— Я считаю весьма символичным, что мой нынешний государственный визит в Китай проходил именно в дни, когда мы отметили 15-ю годовщину нашей независимости.

Много веков назад Конфуций сказал: «Политика — дочь истории, а история — дочь географии». И историей, и географией Казахстану и Китаю предначертано быть дружными соседями, искренними друзьями и стратегическими партнерами.

Поэтому в этот визит мы с Председателем КНР Ху Цзиньтао подвели итоги сотрудничества за 15 лет дипломатических отношений, обсудили вопросы укрепления взаимодействия по всем вопросам.

Все обсужденные темы получили воплощение в подписанных документах.

Во-первых, в основном политическом документе — Стратегии сотрудничества Казахстана и Китая в XXI веке. Мы намерены укреплять дальнейшее сотрудничество в политической, экономической, научно-технической, культурно-гуманитарной сферах, в области безопасности и охраны окружающей среды, а также по международным вопросам.

Во-вторых, в Концепции развития экономического сотрудничества, охватывающей развитие нашего партнерства в таких сферах, как торговля, энергетика, инвестиции и финансы, транспорт и коммуникации, наука и техника.

Торгово-экономическое сотрудничество является базовой составляющей наших отношений. Объем двусторонней торговли в этом году превысил восемь миллиардов долларов, в ближайшее время намечено увеличить его до десяти миллиардов долларов.

Сегодня можно говорить о новом качественном этапе в деловом партнерстве, характеризующемся переходом к крупным проектам. Вы знаете, что завершено строительство нефтепровода Атасу — Алашанькоу. Теперь речь идет о второй очереди Кенкияк —Кумколь — Атасу. Создается центр приграничного сотрудничества «Хоргос», изучается возможность строительства газопровода.

Кроме того, подписано соглашение о создании совместного фонда развития Казахстана с капиталом в пять миллиардов долларов, который будет ориентирован на финансирование инновационных и инфраструктурных проектов. Также в ходе этого визита мы посетили крупнейший финансовый центр Азии — Гонконг, где договорились о безвизовом проезде казахстанцев сроком до двух недель. Не меньшее значение имеют и встречи с инвесторами, которые заинтересованы в том, чтобы участвовать в экономике Казахстана и вкладывать деньги.

Ярким свидетельством этого стало то, что Региональный финансовый центр Алматы и фондовая биржа Гонконга подписали соглашение о сотрудничестве. Также был подписан целый ряд двусторонних соглашений.

С подписанием Соглашения о режиме казахстанско-китайской государственной границы завершено формирование нормативно-правовой базы регулирования пограничных вопросов, дальнейшего обеспечения стабильности на границе и стимулирования приграничного сотрудничества.

Подписано Соглашение о таможенном контроле энергоресурсов, перемещаемых через казахстанско-китайскую границу трубопроводным транспортом. Соглашения об обмене гидрологической и гидрохимической информацией пограничных гидропостов на основных трансграничных реках, о развитии научно-исследовательского сотрудничества на трансграничных реках будут способствовать решению существующих вопросов в использовании ресурсов и охране экологии трансграничных рек.

Значимыми для развития гуманитарного сотрудничества являются подписанные соглашения об открытии Института Конфуция в Казахстане и сотрудничестве в области архивного дела.

Казахстан и Китай имеют общие или близкие позиции по актуальным мировым и региональным проблемам. Это касается реформирования ООН, обеспечения региональной безопасности, совместной борьбы с новыми угрозами и вызовами — сепаратизмом, терроризмом и экстремизмом. Расширяется сотрудничество двух стран по всему спектру взаимоотношений и в многостороннем формате.

В уходящем году мы успешно провели юбилейный саммитШОС в Шанхае и Второй саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии в Алматы, которые очень значимы для укрепления региональной безопасности и стабильности.

Казахстан заинтересован в углублении стратегического партнерства с Китаем в самых различных сферах. И мы видим такую же заинтересованность со стороны Китая. У нас огромный потенциал взаимодействия, что подтверждается результатами наших пекинских встреч.

— Теперь перейдем от берегов Тихого океана к берегам Атлантики. 2006 год — это и год Вашего успешного визита в Соединенные Штаты...

— Соединенные Штаты Америки — это страна, которая в числе первых признала государственную независимость Казахстана и сыграла значимую роль в «истории успеха» нашей республики. Американские компании — первые инвесторы казахстанской экономики, привнесшие новые знания, инновации и технологии.

Треть инвестиций, привлеченных в казахстанскую экономику, — американские. Только в прошлом году товарооборот между нашими странами составил почти два миллиарда долларов.

Более десятка лет в Казахстане успешно работают такие компании, как «Шеврон — Тексако», «Мобил», «АЭС», «Филипп Моррис» и другие. В Казахстане действуют 374предприятия с участием американского капитала и 91 представительство компаний из США.

Важную роль в процессе интеграции республики в развитую международную инфраструктуру безопасности сыграло казахстанско-американское сотрудничество в области ядерного нераспространения.

Ключевым моментом взаимодействия между Казахстаном и США в сфере нераспространения стала Программа Нанна-Лугара, в рамках которой были ликвидированы стратегические наступательные вооружения, инфраструктура ядерного оружия, произведена конверсия оборонных предприятий, установлены системы экспортного контроля, повышена эффективность учета и контроля ядерных материалов. США очень помогли Казахстану в процессе переориентации предприятий оборонной промышленности на деятельность в гражданских сферах.

В целом в ходе визита в Вашингтон США признали Казахстан моделью успешного развития в Центрально-Азиатском регионе и подтвердили свою оценку роли нашей страны как «ключевого фактора регионального мира и безопасности».

Казахстан является важным партнером США в борьбе против терроризма, нераспространения, обеспечения глобальной энергетической безопасности. Мы с президентом Бушем определили приоритеты дальнейшего развития казахстанско-американских отношений и достигли взаимопонимания по всему спектру вопросов, что отражено в Казахстанско-Американском совместном заявлении, принятом по результатам визита.

Нынешний визит вывел наше взаимодействие на новую орбиту и стал своего рода «прорывным» в истории отношений Казахстана и США. Показательными стали слова президента Дж. Буша о том, что «для Соединенных Штатов Казахстан стал стратегически важным партнером в Центральной Азии».

Достигнута договоренность о содействии США в ускоренной модернизации Казахстана, его вхождению в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран. Мы будем продолжать политику, направленную на дальнейшее привлечение американских инвестиций не только в нефтегазовый сектор, но и другие секторы экономики Казахстана. Важной темой стало обсуждение возможного участия США в сфере развития новых технологий и передовых производств в Казахстане.

В этом направлении перспективным видится создание совместных предприятий в сфере биотехнологий, космических исследований, создание совместных научно-исследовательских и образовательных центров.

В рамках расширения энергопартнерства будут изучены перспективы сотрудничества по развитию ядерной энергетики. Наш многолетний и плодотворный опыт сотрудничества с США в сфере нераспространения в полной мере этому способствует.

Мы с оптимизмом смотрим на будущее наших отношений. Достигнутые успехи в наших отношениях за последние 15 лет являются надежной основой для укрепления стратегического партнерства.

— Фактически сразу же после визита в Америку Вы приняли участие в работе третьего Форума приграничных областей Казахстана и России и встретились с президентом Владимиром Путиным. Тогда в Уральске были достигнуты очень важные договоренности...

— На каждой нашей встрече с Владимиром Путиным мы решаем конкретные вопросы двусторонних отношений, и поэтому они бывают очень продуктивны. На форуме в Уральске был подписан ряд документов, среди которых необходимо особо отметить соглашение о переработке карачаганакского газа. Впервые Казахстан вкладывает большие средства в российскую экономику, приобретая собственность на Оренбургском газоперерабатывающем заводе. Наряду с нефтяными проектами это самый мощный пункт нашего взаимодействия.

В целом, оценивая динамику развития казахстанско-российского сотрудничества, отмечу, что императивы нового времени способствовали переходу наших отношений на качественно новый уровень стратегического партнерства.

Об этом наглядно свидетельствуют результаты двусторонних визитов в этом году, проведение Года Абая в России и Года Пушкина в Казахстане, подписание целого ряда соглашений текущего и стратегического характера.

Мы всемерно наращиваем торговое партнерство: внешнеторговый оборот между нашими странами в прошлом году приблизился к впечатляющей отметке в десять миллиардов долларов, но этот объем может быть удвоен в ближайшие годы.

Хочу обратить ваше внимание на то, что кроме количественного роста в традиционных сферах у нашего сотрудничества появляются качественно новые черты, например: масштабное сотрудничество в топливно-энергетической сфере по формированию международного газового альянса; сотрудничество в космической сфере, связанное, в первую очередь, с запуском первого казахстанского спутника связи «Казсат», другие совместные проекты — «Байтерек», «Ишим».

Это также создание Евразийского банка развития с уставным капиталом в полтора миллиарда долларов — первого крупнейшего финансового института на постсоветском пространстве, который будет работать на рост наших экономик, финансирование инвестиционных проектов в рамках Евразийского экономического сообщества.

Успешно действует в интересах наших стран и мировой науки уникальный научно-технический комплекс «Байконур». Активно развивается сотрудничество в военно-технической сфере. Положительную динамику имеет приграничное взаимодействие между областями и регионами Казахстана и России.

Получают дальнейшее развитие сохранившиеся между Казахстаном и Россией многогранные культурно-гуманитарные связи. Наши страны обеспечивают равенство прав граждан двух государств на развитие культуры народов и получение образования, создают благоприятные условия для сохранения и развития национальной самобытности, реализации ими духовно-религиозных потребностей и обучения на родном языке.

Сегодня Казахстан и Россия открыты друг другу. Расширяется общее образовательное и информационное пространство благодаря свободному изданию и распространению периодических печатных изданий и электронных СМИ. Большая дружба между Казахстаном и Россией — это тысячи нитей, связывающих наши народы.

Это не только добрые отношения между руководством наших стран, взаимовыгодные перспективы сотрудничества и стратегического партнерства. Прежде всего, это взаимные симпатии казахстанцев и россиян, их желание жить в добрососедстве, поддерживать друг друга.

— В 2006 году исполнилось 15 лет Содружеству Независимых Государств. Как председатель СНГ, какими Вы видите дальнейшие перспективы развития этого объединения?

— Пятнадцать лет назад была подписана Алматинская декларация о создании Содружества Независимых Государств. В тот сложный момент истории возобладал здравый смысл, и СНГ было создано как содружество равноправных партнеров. Так была выстроена ось стабильности на просторах одной шестой части суши.

И все эти годы мы выстраиваем наши отношения на новой, справедливой и равноправной основе. Мы живем в быстро меняющемся мире, в котором в одиночку противостоять вызовам глобализации невозможно. Поэтому мы продолжаем сотрудничество в различных форматах — ЕврАзЭС, ОДКБ, ЕЭП и других.

Но СНГ было, есть и должно оставаться одной из важнейших площадок согласования наших позиций. Вместе с тем уже для всех очевидно, что оно требует серьезного реформирования.

Исходя из этого, казахстанской стороной на рассмотрение сторон был внесен проект Программы реформирования СНГ. Мы предложили сосредоточиться на пяти основных направлениях, которые актуальны для всех членов СНГ, и уйти от дублирования других объединений. Это развитие сотрудничества в области миграционной политики, транспортных коммуникаций, научно-образовательной сферы, борьбы с трансграничной преступностью и другими вызовами и угрозами безопасности.

Вы знаете, что на недавнем саммите СНГ в Минске было принято решение о подготовке проекта Концепции дальнейшего совершенствования деятельности Содружества Независимых Государств с учетом предложений Казахстана и группы высокого уровня.

— В этом году Вы участвовали в саммите «Большой восьмерки», где одним из основных вопросов был вопрос глобальной энергетической безопасности. Принимая во внимание нарастающую борьбу за мировые энергетические ресурсы, как Вам видится роль нашей страны в глобальной энергетической схеме?

— Глобальная энергетическая безопасность, безусловно, один из ключевых вызовов современности. И не случайно эта тема обсуждалась летом этого года на саммите «Группы восьми» в Санкт-Петербурге. Тогда я изложил видение Казахстана своей роли в глобальных энергетических схемах.

Очевидно, что в условиях глобализации энергетический рынок и его стабильность становятся залогом успешного функционирования всей мировой экономики. На этом фоне Каспийский регион начинает играть все более возрастающую роль на международном энергетическом рынке. И роль Казахстана в рамках решения проблемы удовлетворения постоянно растущего спроса на услуги энергетического сектора будет и далее возрастать.

На сегодняшний день доля Казахстана в общемировых разведанных запасах нефти составляет 3,2 процента (7-е место в мире), газа — 1,5, угля — 3,1 (6-е место), урана — 18,9 (2-е место).

В настоящее время в Казахстане добывается 1,3 миллиона баррелей нефти в день, на экспорт идет более одного миллиона.

К 2015 году ожидается, что добыча достигнет 3,5 миллиона баррелей нефти в день, из которых три миллиона будет экспортироваться. Таким образом, в ближайшее десятилетие Казахстан войдет в десятку крупнейших производителей нефти в мире.

Сегодня Казахстан наращивает и объемы добываемого в стране газа. К 2015 году планируется выйти на уровень добычи порядка 80 миллиардов кубометров в год.

Таким образом, Казахстан относится к немногочисленному числу государств, имеющих высокий потенциал дальнейшего развития своих энергетических ресурсов.

Об этом свидетельствует и тот факт, что самое крупное нефтяное месторождение в мире за последние 25 лет было открыто именно в Казахстане.

Поскольку наша страна является сегодня важным элементом системы глобальной энергетической инфраструктуры, мы ставим перед собой задачу обеспечения стабильных и безопасных маршрутов экспорта отечественного углеводородного сырья.

Географическое положение Казахстана обуславливает необходимость строительства целой сети экспортных трубопроводов через территории сопредельных государств. Присутствие крупнейших компаний США, Европы, России и Китая в нефтегазовом секторе актуализирует задачу экспорта энергоресурсов на уровень широкого международного сотрудничества.

В этой связи мы рассматриваем проекты экспортных нефтепроводов как геополитическую составляющую и предмет многостороннего партнерства. Введение в эксплуатацию тысячекилометрового нефтепровода Атасу — Алашанькоу с пропускной мощностью 20 миллионов тонн нефти в год, присоединение Казахстана к проекту Баку — Тбилиси — Джейхан, по которому будет проходить до десяти миллионов тонн нефти в год с дальнейшим увеличением мощности до 25 миллионов тонн нефти в год, развитие Северо-каспийского нефтепровода и увеличение его мощностей от сегодняшних 23 до 60миллионов тонн нефти в год являются свидетельствами интенсивной работы, проводимой Казахстаном по развитию новых экспортных маршрутов.

В целом политика Казахстана в сфере энергетической безопасности являетсяорганичной частью нашей сбалансированной внешнеполитической стратегии.

— Очевидно, что любые успехи в экономике и политике будут возможны лишь в условиях безопасности и стабильности. В этой связи 2006 год можно назвать и годом укрепления структур безопасности на континенте. Летом в Алматы состоялся второй саммит СВМДА, который уже становится авторитетным форумом на континенте.

— Действительно, сегодня даже самые перспективные экономические проекты не могут быть реализованы без создания безопасной среды. А реальная безопасность, если учесть, что межэтническое и межрелигиозное противостояние приобретает сегодня черты самого распространенного раскола во многих государствах, означает прежде всего межнациональный и межконфессиональный мир.

Поэтому с первых дней независимости Казахстан проводил сбалансированную внешнюю политику, одним из основных принципов которой стали инициирование формирования действенных площадок для диалога между религиями, культурами, цивилизациями.

И этот принцип заложен в основу такой внешнеполитической инициативы нашей страны, как СВМДА.

Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии — это открытый диалоговый форум, по сути, большой стол переговоров. И его главная задача — собрать за этим столом страны континента и совместно искать пути урегулирования имеющихся проблем и конфликтов. Несомненную пользу таких встреч и открытого обмена мнениями доказал уже первый саммит СВМДА. Все мы помним, какое позитивное влияние на снижение напряженности в индийско-пакистанских отношениях оказала встреча лидеров этих двух государств в Алматы.

В ходе первого саммита нашего совещания был подписан его основополагающий документ — Алматинский акт. С тех пор цели создания форума по мерам доверия на Азиатском континенте получили широкое признание и поддержку мирового сообщества. Процесс СВМДА становится все более заметным фактором на международной арене.

Принятие Каталога мер доверия СВМДА — всеобъемлющего и уникального в мировой дипломатии документа — стало важной исторической вехой в развитии азиатской безопасности. мы хорошо понимаем, впереди большая работа по сближению долгосрочных, зачастую не совпадающих интересов, обновлению и созданию дополнительной правовой базы.

СВМДА — молодой форум, зачастую идущий непроторенными путями и поэтому не обладающий готовыми рецептами на все случаи. Оптимальные решения вырабатываются в процессе диалога. Но в то же время имеющийся мировой опыт, современные тенденции развития убедительно демонстрируют, что и на Азиатском континенте всеобъемлющий подход к вопросам безопасности и сотрудничества требует практического и поэтапного применения мер доверия.

Для успешного противодействия новым глобальным вызовам и угрозам необходима концентрация усилий всего мирового сообщества. Обширному Азиатскому континенту с его богатыми природными ресурсами и огромным человеческим потенциалом, к сожалению, во многих случаях характерны транзитная форма развития государств и обществ, а также наличие «застаревших» конфликтов.

СВМДА, на наш взгляд, может и должно стать неотъемлемой частью глобальной системы противодействия вызовам современности. Рост новых региональных структур в Азии — свидетельство потребности азиатских стран в координации и взаимодействии. Такого рода стремление не является чем-то исключительным, аналогичные процессы происходят и в других частях света.

Второй саммит ознаменовал исключительно важный процесс формирования институтов Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, создания его постоянно действующего органа — Секретариата. Кроме того, к предыдущим 18 членам форума присоединились Королевство Таиланд и Республика Корея, что свидетельствует о росте авторитета и привлекательности данного форума.

— Еще одна инициатива, с которой сегодня ассоциируется Казахстан, — это Съезд лидеров мировых религий. Я навсегда запомнил первый форум и то особенное чувство, которое возникло в момент общей молитвы духовных отцов человечества у подножия «Байтерека». Что принесла новая встреча духовенства мира в Казахстане?

— Известно, что весь прошлый век прошел под знаменем различных конфликтов. В них использовалось не только традиционное оружие, но и средства массовой информации, новейшие компьютерные технологии. Накал конфликтов достигал порой такой степени, что и религия стала оружием в руках международного терроризма, отрицая самую свою сущность — гуманизм и этику. Между тем религия может и должна стать инструментом мира, одним из путей к согласию. Ведь ни одна религия не отрицает того, что человек c рождения имеет право на счастливую и достойную жизнь. Все религии учат людей справедливости, добру, состраданию к ближнему.

В Казахстане издревле мирно сосуществовали и культурно взаимообогащали друг друга представители самых разных верований. Мы остались верны этой традиции и показали миру, что разные религии и верования вполне могут сосуществовать и развиваться в благоприятных, мирных условиях. Вот почему духовные пастыри мира решили провести свой и первый, и второй съезды на нашей земле.

Совершенно очевидно, что съезды в Астане выполнили свою самую главную миссию — инициировали процесс сближения мировых религий, побудили их представителей к более решительному участию в повседневных делах людей. Иерархи мировых и традиционных религий со всех концов света обратились к человечеству с призывом отказаться от взаимной вражды, раздоров, ненависти и жить в атмосфере взаимоуважения, искренности и признания культурного, религиозного и цивилизационного разнообразия.

Вы знаете, что специально ко Второму съезду иерархов мировых религий мы построили в Астане уникальное сооружение — Дворец Мира и Согласия, спроектированный всемирно известным архитектором Норманном Фостером.

Съезд лидеров мировых и традиционных религий превращается в постоянно действующий авторитетный международный форум. Это означает, что идея межконфессионального диалога предельно востребована и становится реальным фактором международной жизни. Представляет особую важность, что участники съезда пришли к единому пониманию универсальных принципов межрелигиозного диалога и одобрили их. Все важнейшие тезисы, наряду с вопросами сохранения и созидания мира, развития миролюбивой практики в международных отношениях, получили отражение в принятой Декларации Второго съезда лидеров мировых и традиционных религий. В этом документе емко отражена глобальная потребность в замене «идеологии противостояния» «культурой мира».

— В марте этого года Вы обнародовали Стратегию вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Этот документ не только обозначил задачу нации на ближайшие годы, но и придал новую энергетику модернизации страны. Журналистам «Казахстанской правды» это особенно заметно — по искренним письмам читателей из всех регионов страны.

— Убежден, что наше лидерство следует постоянно подтверждать и укреплять. На каждом конкретном этапе для этого необходимы конкретные действия, новые цели, система все новых координат. Сегодняшние успехи республики обусловлены решениями, которые были приняты вчера. И так перед новым витком подъема страны неизбежно встает вопрос о характере дальнейшего развития, о его качестве. Будет ли дальше развитие нашей республики базироваться на экспорте природных ресурсов? Или мы уже готовы создать высокотехнологичные производства?

Но эти вопросы не могли быть поставлены, когда экономика Казахстана еще не имела запаса прочности, необходимого для подобной модернизации. Сегодня такой запас создан.

Устойчивый рост экономики, стабильная политическая система, гражданский мир и межэтническое согласие стали базовыми предпосылками для постановки задач, уникальных для нас, изменяющих в принципе всю жизнедеятельность государства. Устремление к конкурентоспособности должно базироваться на мощной идее, стремлении к росту. Такая идея сейчас в Казахстане имеется. Среди 117 стран мира по уровню конкурентоспособности Казахстан еще в начале года занимал 61-е место, опережая все страны СНГ.

Мы намерены уже в ближайшие годы войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Разумеется, это очень значимая цель. Но мы привыкли, преодолев очередной рубеж, еще выше поднимать планку. Нет никаких причин отказываться от такой традиции. Однако теперь вся дальнейшая диверсификация экономики должна ориентироваться на повышение ее конкурентоспособности. Мы резко идем на опережение, равняемся уже не на ближайших соседей, а на страны Восточной Европы.

И это — не какие-то «благие пожелания»: уже конкретно обозначены те составляющие, которые позволят республике претендовать на место в группе стран из верхней части таблицы мирового рейтинга.

— Существует мнение, что над странами — экспортерами ресурсов висит своеобразное «родовое проклятье». Как бы они ни пытались уйти от односторонней зависимости, развивать другие сферы экономики, разные обстоятельства вновь и вновь возвращают их на сырьевую «иглу». Слишком велик соблазн жить на нефтяные доходы, не особенно напрягаясь, тем более когда цены на энергоресурсы остаются стабильно высокими.

— Чтобы уйти от сырьевой зависимости, стратегия нашей страны предполагает качественный прорыв в экономическом развитии за счет диверсификации экономики, привлечения в страну инновационных технологий и знаний.

Мы намерены развивать биотехнологические центры при активном международном участии, Парк информационных технологий как региональный IT-центр. Мы создаем в Алматы региональный финансовый центр.

Я представляю себе Казахстан в качестве узловой страны в Центрально-Азиатском регионе, интегратора внутрирегиональных экономических связей, центра притяжения капиталов и инвестиций, размещения региональных производств или филиалов крупнейших мировых компаний, ориентированных на центральноазиатский рынок международных сервисных услуг.

В перспективе Казахстан может выполнять функции важного связующего звена, трансконтинентального экономического моста взаимодействия европейского, азиатско-тихоокеанского и южно-азиатского экономических регионов. Нам предстоит кардинально повысить конкурентоспособность казахстанских компаний.

Отрадно, что 2006 год стал годом выхода крупнейших отечественных компаний на Лондонскую фондовую биржу. Вы знаете, что определены семь перспективных пилотных проектов: туризм, пищепром, нефтегазовое машиностроение, текстильная промышленность, транспортно-логистические услуги, металлургия, строительные материалы. Это именно те отрасли, которые мы можем достаточно быстро вывести на мировые рынки.

При этом поддержка государством именно этих кластеров вовсе не означает, что не получат развития другие секторы экономики. Любая полезная инициатива частного сектора, направленная на повышение конкурентоспособности экономики, будет поддержана. Но нам надо думать прежде всего о высокотехнологичном производстве. Процессы модернизации существующих и формирования новых высокотехнологичных отраслей должны идти параллельно. Должна быть значительно усилена роль науки и инновационной деятельности в экономических процессах.

Развитие экономики, основанной на знаниях, обуславливает необходимость повышения роли и эффективности науки и инноваций в экономической деятельности. Предстоит определить четкие приоритеты развития казахстанской науки. Профессия ученого должна стать почетной, а сфера науки — инвестиционно привлекательной.

Надо преодолеть разрыв между наукой и производством. Эта задача должна быть решена в рамках формируемой Национальной инновационной системы. Она создаст механизм, стимулирующий эффективную коммерциализацию научно-технических разработок, обеспечит преемственность между исследованием и производством инновационных продуктов.

Для этого должна заработать система государственной поддержки: национальные и региональные технопарки, в том числе Парк информационных технологий, парки ядерных технологий и биотехнологий, венчурные фонды. В настоящее время разрабатывается Государственная программа развития науки на 2007—2012 годы, цель которой — переход научной отрасли на качественно новый уровень, что обеспечит прорыв на устойчивые международные позиции и вхождение Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира.

В целом мы поставили задачу увеличить финансирование науки в 25 раз. Объем ежегодных средств на науку к 2012 году составит 350 миллиардов тенге. Это чуть более пяти процентов от всего объема внутреннего валового продукта.

— Нурсултан Абишевич, как известно, на протяжении последних 10—15 лет у конкурентоспособности появилось новое измерение: акцент делается на переход глобальной экономики к новому качеству — «экономике знаний», что предполагает, в свою очередь, высокий уровень образования в стране...

— Несомненно, главное благо любого народа — знания и способность к инновациям. Поэтому даже в самые экономически трудные годы мы вкладывали значительные ресурсы в развитие системы образования, а сегодня они возрастают рекордными темпами. К примеру, если в кризисном 1993 году они составили 249 миллионов долларов, то в 2006 году в образование было инвестировано более двух с половиной миллиардов долларов. Таким образом, за тринадцать лет мы увеличили расходы на образование более чем в десять раз. В 2001 году была завершена компьютеризация школ. В настоящее время к сети Интернет подключены 82,2 процента школ, 52 процента профшкол и 83 процента колледжей. Это инвестиции в будущее.

По оценкам экспертов, около 19 тысяч наших молодых казахстанцев обучаются в 35 странах мира. Сегодня казахстанских студентов можно встретить в элитных университетах по всему миру — Гарварде, Кембридже, Оксфорде и других. Только в рамках президентской программы «Болашак» в 2005 году стипендию получили 1756 человек. Теперь ежегодно мы будем отправлять учиться за границу до трех тысяч человек.

Сегодня в Казахстане наступило время интеллектуальных инвестиций.

«Электронное правительство», строительство технопарков, компьютеризация учебных заведений, реализация стратегии индустриально-инновационного развития — все это требует прежде всего интеллектуальных вложений. База для этого есть.

— В почте «Казахстанской правды» немало писем сельчан, тружеников агрокомплекса. Они с удовольствием пишут о тех переменах, что произошли в ауле, о том, что АПК нынче становится привлекательной сферой для бизнеса..

— Отрадно, что люди в своей повседневной жизни чувствуют положительные перемены. Реализация трехлетней Государственной агропродовольственной программы, три Года аула позволили Казахстану добиться динамичного роста экономики аграрного сектора. Во-первых, мы создали мощную законодательную базу, приняли Земельный кодекс. Приняты более 370 законов и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере АПК. Во-вторых, мы успешно реализовали трехлетнюю программу развития села. Реальные преобразования проведены в сфере лесного, охотничьего и рыбного хозяйств. Это всколыхнуло аграрный сектор экономики, инвесторы стали всерьез вкладывать средства в агропромышленный комплекс.

Благодаря этому объем инвестиций в сельское хозяйство за последние пять лет увеличился более чем в 7,2 раза и составил 36,5 миллиарда тенге. Объем произведенной валовой продукции сельского хозяйства увеличился в два раза и составил 3,5 миллиардатенге.

В результате реформ упорядочена система управления сельским хозяйством. У государственных органов остались стратегические, контролирующие и регулирующие функции. В настоящее время государство посредством предприятий и учреждений участвует в хозяйственных делах только в сферах, определенных законодательством, и с целью обеспечения экономической и продовольственной безопасности страны.

В-третьих, реализуя программу возрождения аула, мы занялись и проблемами территориального развития.

В соответствии с Государственной программой развития сельских территорий на 2004—2010 годы с начала ее осуществления выделено 121,6 миллиарда тенге. За счет этих средств вновь построено и капитально отремонтировано более четырех тысячобъектов соцкультбыта и инженерной инфраструктуры.

Газифицировано 94 населенных пункта, отремонтировано более 600 километров дорог и протянуто 579 километров линий электропередач в сельской местности. Инвестиции вкладываются только в те сельские населенные пункты, которые имеют перспективу экономического развития.

Сегодня казахстанский опыт реформирования и развития АПК изучается независимыми международными организациями. По оценкам экспертов Всемирного банка, Казахстан в результате удачно выбранного варианта реформирования отрасли и ее регулирования со стороны государства добился самых высоких темпов развития АПК на постсоветском пространстве. Объемы валовой продукции сельского хозяйства за эти годы возросли почти на 40 процентов и достигли 772 миллиардов тенге. При этом число прибыльных хозяйств увеличилось вдвое, а убыточных — сократилось в полтора раза. На селе дополнительно создано более двухсот тысяч рабочих мест.

За Годы аула только из республиканского бюджета по всем позициям государственной поддержки аграрного сектора направлено свыше 200 миллиардов тенге. Весом и результат: среднегодовой объем производства зерна составил 15 миллионов тонн, а экспортный потенциал Казахстана достиг пяти миллионов тонн хлеба в год.

Сейчас важно закрепить и развить успех на этом важном направлении экономики, сделать ее еще более конкурентоспособной — за счет развития сферы переработки сельхозпродукции, с учетом новой современной стратегии территориального развития. Но все наши достижения — не повод для того, чтобы почивать на лаврах. Перед селом стоят новые задачи.

Я бы разбил их на два крупных стратегических направления.

Первое — это дальнейшее развитие конкурентоспособности отрасли. За Годы аула удалось достичь стабильности в сфере АПК.

В дальнейшем ныне реализуемые меры господдержки, приток частного капитала, происходящее повышение уровня технической и технологической оснащенности отрасли, улучшение генофонда растений и животных приведут не только к росту объемов производства, но и создадут проблему сбыта продукции. Ограниченная емкость внутреннего рынка вынудит нас идти на экспортные рынки, жестко конкурируя с другими поставщиками.

Сегодня нам необходимо ускорить индустриализацию отрасли, продолжая процесс ее технического и технологического перевооружения. Особое внимание необходимо уделять внедрению в производство современных технологий, основанных на последних достижениях науки и техники.

Вторым стратегическим направлением является развитие сельских территорий. Существенный подъем села невозможен без решительных изменений в условиях, уровне и образе жизни сельчан. Поэтому следует значительно активизировать усилия по обустройству сельских территорий. И не только за счет роста финансовых вложений государства. Они, конечно, необходимы. Но главное — нужно создать условия, для того, чтобы крестьяне сами смогли обустроить свой дом, свое село, свою судьбу.

Политика по развитию сельских территорий реализуется во всем мире. Для сохранения традиционного образа жизни населения выделяются немалые средства. При этом необязательно, чтобы люди работали в сфере сельского хозяйства.

Например, в странах Евросоюза, где более половины населения проживает в сельской местности, только пять процентов населения заняты сельскохозяйственным производством, а 28 процентов — в промышленности и 66 процентов — в сфере услуг. У нас же 43 процента населения проживает в сельской местности, 27 процентов заняты сельскохозяйственным производством. Это наглядный пример неразвитости несельскохозяйственных видов деятельности на селе.

В реализации госпрограммы развития сельских территорий нам интересен опыт Европы, особенно в части развития малого бизнеса на селе. Такой подход в определенной степени смягчил бы процесс урбанизации. Поддерживая сельское хозяйство, надо понимать, что государство не должно своей поддержкой способствовать появлению иждивенческих настроений.

Государство будет создавать благоприятные условия только там, где есть перспективы развития. Эта поддержка должна выражаться инвестициями в инфраструктуру и социальную сферу, а именно созданием школ, больниц, дорог и систем водоснабжения. Формирование эффективного сельского хозяйства будет зависеть в первую очередь от самих фермерских хозяйств, от желания людей переучиваться и работать по новым рыночным принципам.

Примером формирования эффективного хозяйства служит следующий факт. В США один фермер производит продукции на 38 тысяч, в Австралии — на 22 тысячи, в Канаде — на 17 тысяч долларов США. В Казахстане на одного работника сельского хозяйства пока приходится 900 долларов США в год.

Поэтому основной целью государства в ближайшее время будет формирование благоприятных условий для функционирования частной, высокопроизводительной и конкурентоспособной агропромышленности. Вы знаете, что созданы акционерные общества «Казахстанский холдинг «Самрук» и «Фонд устойчивого развития «Казына». Их задача — повысить качество корпоративного управления государственными активами до международного уровня.

По такому же принципу по моему поручению в настоящее время создается в аграрном секторе холдинговая компания «КазАгро».

— Нурсултан Абишевич, в следующем году исполняется ровно десять лет переносу столицы из Алматы в Астану, которую за короткий исторический период Вы преобразили в жемчужину Евразии. Астана сегодня очень узнаваема в плеяде мировых столиц. И во многом благодаря тому, что Астана стала столицей крупнейших международных форумов, глобального Съезда лидеров мировых религий. В то же время Алматы становится региональным финансовым центром всей Центральной Азии, экономической столицей региона.

— Сегодня у нашей страны есть два сильных, красивых и знаковых города-полюса. Свои главные качества Астана и Алматы нынче мощно экстраполируют на всю республику.

То, что мы на исходе ХХ века впервые в своей истории приняли решение о том, где будет находиться столица независимого Казахстана, исходя из национальных интересов страны, имеет огромный исторический смысл. Это стало отражением воли народа суверенной страны, ставшей свободной и независимой.

Огонь новой столицы республики на берегах Ишима должен был зажечь все региональные факелы и осветить все уголки нашей Родины. Так и получилось.

Сегодня Астана вобрала в себя самые разные подходы в области строительства и архитектуры. Но столицей она стала благодаря не только и не столько архитектурным формам, сколько человеческому потенциалу граждан Казахстана, единых в своем стремлении благоустроить свою родную землю и сотворить из нее оазис мира, согласия и благополучия.

Что касается Алматы, то и этот особый для каждого казахстанца, по-прежнему прекрасный и любимый всеми город сейчас переживает обновление, по сути — рождается заново. Недавно я ознакомился с новой концепцией развития Алматы, одобрил ее. Мы будем уделять особое внимание реализации новых перспектив города. Его будущее — статус крупного финансового центра региона, международный туризм.

— В продолжение этой темы... В Казахстане принята программа жилищного строительства. Насколько успешна попытка решения этого поистине вечного вопроса?

— Минимум дважды в день, прибывая и возвращаясь из «Акорды», я проезжаю мимо многочисленных новостроек Астаны, часто специально бываю на стройплощадках столицы, постоянно работаю с генпланом столицы. Я знаю, как строится Астана и как идет стройка в регионах.

Мы начали системно решать жилищный вопрос. Сегодня жилищный фонд страны составляет более четверти миллиарда квадратных метров. При этом 247 миллионов квадратных метров находятся в частной собственности, в то время как в 1991 году эта цифра составляла 87 миллионов квадратных метров. Для дальнейшего улучшения жилищного положения казахстанцев принята и реализуется Государственная жилищная программа. В результате ее реализации будет введено в эксплуатацию 12 миллионов квадратных метров, что позволит справить новоселье 195 тысячам казахстанских семей. И это, не считая индивидуального строительства.

Такое бурное строительство дает мультипликативный эффект во многих других секторах экономики.

— Уважаемый Нурсултан Абишевич, накануне нового 2007 года какие пожелания Вы бы адресовали более чем стотысячной аудитории «Казахстанской правды»?

— Пользуясь случаем, хочу отметить, что «Казахстанская правда» в последнее время стала более плодотворно и ярко работать на политическую стабильность и конфессиональный мир в нашей стране. Творческий поиск коллектива вашего издания заслуживает одобрения и поддержки.

А всем читателям «Казправды», всем казахстанцам я желаю счастья, благополучия, спокойствия и доброго будущего.

Новый год приходит в наши дома. Мы отмечаем его в нашей стране с большой радостью и с большой гордостью. В условиях политической стабильности и дружбы мы будем и дальше развивать нашу экономику, укреплять независимость государства и строить Казахстан, устремленный в будущее.

— Сердечно благодарю Вас, Нурсултан Абишевич, за эту беседу. От имени читателей редакция «Казахстанской правды» желает Вам новых свершений во благо страны!