National Emblem of Kazakhstan

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Выступления


Выступление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на VI съезде судей Республики Казахстан

20 ноября 2013 года

 

Задачи национальной судебной системы в контексте Стратегии «Казахстан-2050»

 

Құрметті Съезд делегаттары!

Қадірлі қонақтар!

 

Қазақстан судьяларының 6 съезіне қош келдіңіздер. 

Бұл кездесу жай ғана басқосу емес. Өздеріңізге белгілі, осыдан 1 жыл бұрын мен Қазақстан дамуының 2050 жылға дейінгі стратегиялық бағдарламасын жарияладым. Осы бағдарламаның ең негізгі түйіні – сол кезге дейін дүниенің өркендеп өскен, ең байыған 30 мемлекетінің қатарына кіреміз деп отырмыз.

Біз меже қылған биік белестер барлық саладағы игіліктерді көздейді.  Сондықтан, сот жүйесі сол елдердің сот жүйесімен бірдей болуы керек. Қазақстанның сот жүйесі алдыңғы қатарда болуы қажет. Бұл туралы мен стратегияда нақты көрсеттім. Барлық құқық қорғау органдары ішінен ең жоғары тұрғаны Жоғарғы Сот болып табылады. Жоғарғы Соттың абыройы – Қазақстанның абыройы, жалпы биліктің абыройы.

Біз «Қазақстан 2050» стратегиясын темірқазық ете отырып, сот жүйесін жетілдіруді жалғастыра беруіміз қажет.

Егер де біз реформа жасағанда сот жүйесін, жалпы құқық қорғау жүйесін түземесек, көздеген мақсатымызға жете алмаймыз. Біздің азаматтар сот жүйесінде барлық мәселелерді шешуі керек, өзінің құқығын қорғай алуы керек. Мемлекеттің де, менің  де сот жүйесіне көп көңіл бөліп отырғаным сондықтан. Осындай үлкен жауапкершілікті баршаларыңыз түсінесіздер деп ойлаймын. Осы салада көп жұмыс істеп келе жатырсыздар. Сіздер тәуелсіздігіміздің 22 жылы барысында атқарылған шаруалардың ішіндегі басты мәселелердің шешілуіне қатыстыңыздар. Сол үшін ризашылығымды білдіргім келеді.

 

Уважаемые делегаты и гости съезда!

 

Шестой съезд казахстанских судей проходит в ответственный для Казахстана исторический момент. Ровно год назад мной была озвучена Стратегия развития страны до 2050 года. Мы определяем приоритеты и задачи для всех векторов Нового политического курса. Все они подчинены стратегической цели – войти за это время в число 30 развитых стран мира. Это основная цель, на которую «нанизываются» все другие задачи органов власти, в том числе судебной системы.

В ХХI веке важнейший критерий развитости наций – это безупречная и эффективная национальная судебная система. Независимый и справедливый суд – стержень деятельности любого государства. Без этого ни в одной стране мира, тем более в самых развитых государствах, не может быть ни благоприятного инвестиционного климата, ни высокого уровня благосостояния граждан, ни успешного развития общества.

За четыре года, прошедших с момента проведения предыдущего  V съезда судей, наша судебная система резко улучшила, сразу на 23 позиции, свой показатель по критерию «Независимость судов» в Глобальном рейтинге  конкурентоспособности. Это хорошо. Но, тем не менее, мы пока занимаем 88 место. Значит, чтобы нам также быть в числе 30, надо подняться еще на 60 позиций. Поэтому необходимо удвоить работу по реформе правовой системы и особенно её ядра – системы правосудия.

Повышение конкурентоспособности нашей правовой системы во всех её базовых отраслях как публичного, так и частного права – одна из главных задач Стратегии «Казахстан - 2050». И сейчас важно определить приоритетные направления и конкретные механизмы масштабной работы по повышению авторитета, независимости и эффективности судебной ветви власти. В этом я вижу центральную задачу Шестого съезда судей.

 

Уважаемые судьи!

Сегодня Казахстан обладает современным правосудием с профессиональным судейским корпусом. В стране действует 378 судов общей, административной, экономической, уголовной, ювенальной и финансовой юрисдикции. В них работают  2214 судей, прошедших строгий квалификационный отбор. Уголовные дела по наиболее тяжким преступлениям рассматриваются с участием присяжных заседателей. В целях повышения защиты прав и свобод граждан был введен и действует институт судебного санкционирования ареста.

Судебная реформа, проведенная в Казахстане, приблизила нашу систему правосудия к запросам и интересам граждан, существенно повысила качество судебных разбирательств. Возрос уровень доверия казахстанцев к судам.  Об этом говорит, во-первых, рост числа дел, рассматриваемых в судебном порядке. Этот показатель с 2000 года составляет более 1 миллиона ежегодно. Во-вторых, качественные изменения в судебной системе подтверждаются социологическими исследованиями, проведёнными под эгидой ООН.

Для повышения независимости судей полномочия по рассмотрению их дисциплинарной ответственности закреплены исключительно за Судебным Жюри. Это снизило  вероятность оказания любого давления на судей, укрепило независимость судов. За последние четыре года число судей, привлечённых к дисциплинарной ответственности и освобожденных от должности по отрицательным мотивам, снизилось почти в 4 раза.

С 2009 года ежегодные показатели отменённых и изменённых судебных решений стабилизировались в среднем на уровне, соответственно, 0,5 и 0,9 процента от всех принятых. Это также говорит о возросшем уровне справедливости при отправлении правосудия в нашей стране. Национальная судебная система должна быть оперативной и справедливой. Этому способствовали меры по усилению роли областных судов и отмене практики возврата дел в суды первой инстанции. Продолжается работа по специализации судов.

Деятельность всех структур казахстанского правосудия стала более прозрачной. Сейчас можно ознакомиться с решениями судов в электронном режиме - на сайте Верховного Суда и местных судебных инстанций.  По моему поручению в 2010 году суды были освобождены от несвойственных им функций. Исполнение судебных актов передано органам юстиции, а при Верховном Суде образован самостоятельный Департамент. Аппараты судов сосредоточены на обеспечении деятельности судей.

В Казахстане учреждён институт медиации – процесса примирения сторон при помощи внесудебного посредника. Это создает предпосылки для последовательной разгрузки судов от рассмотрения дел, по которым возможны обоюдно приемлемые решения. Данный институт необходимо развивать и довести до мирового уровня.

Повышение эффективности судебной системы всегда было предметом заботы государства и моей личной. Расходы республиканского бюджета на обеспечение деятельности судов с 2006 года увеличились в 2,6 раза – с 11,2 миллиарда тенге до 30 миллиардов тенге в текущем году. Мы значительно укрепили материальную базу судебной системы. Все суды Казахстана технически оснащены и размещаются в зданиях, отвечающих современным стандартам отправления правосудия. И эта работа будет продолжаться.  Уже завершается строительство новых зданий для судов города Астаны, Алматинской и Костанайской областей. Только за четыре года оклады служителей казахстанской Фемиды выросли на 60%. Заработные платы судей всех уровней являются самыми высокими в нашем регионе.

Признанием наших достижений по реформированию судебной системы стал факт принятия Союза судей Казахстана в полноправные члены Международной ассоциации судей. Это важный шаг в деле интеграции отечественного правосудия в международное судебное сообщество и признание заслуг нашей судебной системы. В целом, казахстанская Фемида стала самодостаточной, ответственной и динамичной ветвью единой государственной власти. В этом я вижу огромную заслугу судей всех уровней! Я благодарен вам за ваше служение Закону, за верность чести судебных мантий, за ваш каждодневный достойный труд во имя торжества справедливости и правопорядка в нашей стране.

 

Уважаемые участники форума!

Обновление судебно-правовой сферы должно стать неотъемлемой частью поступательного развития страны, ход которой определяется Стратегией «Казахстан–2050».

По прошествии времени произошли значительные изменения в экономике. В частности, в стране действуют рыночные отношения, установлена новая финансовая система, подверглись изменениям взаимоотношения между работодателями и работниками. Поэтому когда мы говорим о квалификации судей, им следует вникать во все эти вопросы. Так как все, что происходит в экономической и политической жизни, подчиняется законам.

Сегодня, прежде всего, важно видеть потенциал развития системы правосудия, самокритично выявлять и своевременно решать имеющиеся в ней проблемы.

Во-первых, судопроизводство в Казахстане пока ещё необоснованно затянуто и формализовано. Порядок и правила отправления правосудия нуждаются в последовательной модернизации. Пока ещё недостаточно использование в процессе судопроизводства информационных технологий. Возникающие у вас проблемы со средствами массовой информации происходят по той причине, что суды и их работники слабо информируют о своей деятельности и принимаемых решениях.

Во-вторых, в части развития судебных специализаций мы находимся только в начале пути. Введение института следственных судей повысит роль судов в контроле за досудебным производством.  В новых кодексах - Уголовно-процессуальном и других - мы этот вопрос решаем. К тому же расширится круг санкционируемых судом следственных действий. Сейчас также важно активно нарабатывать практический опыт в деятельности судов присяжных.

В-третьих, важно решать проблему растущей нагрузки на судей. В судах первой инстанции она выросла за последние 4 года в среднем с 38-ми до 56-ти дел в месяц на одного судью. В некоторых регионах этот показатель ещё выше. Я об этом знаю, поэтому дано поручение предусмотреть в республиканском бюджете на 2014 год увеличение количества судей на 450 человек, т.е. на 25 %, а  также дополнительные средства на 450 единиц персонала и 60 судебных приставов. В итоге состав судейского корпуса и аппарат судов будет увеличен на 960 человек.

В-четвертых, казахстанская система правосудия все ещё сталкивается с фактами судебных ошибок, нарушений законности и судейской этики. На них болезненно реагирует общественность, они дают повод для различных негативных оценок всей судебной системе.  Отдельные судьи сами допускают бюрократизм и судебную волокиту, затягивая рассмотрение споров. Кадровая политика в системе правосудия пока не совершенна. Недостаточно высоки барьеры от проникновения в суды нечистоплотных на руку лиц.

Ежегодно в Казахстане за коррупционные преступления в среднем осуждаются двое-трое судей. 39 судей привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе 8 – с освобождением. В целом, отмечаются факты, когда на областном уровне защищают даже тех судей, которые допустили нарушения. Я понимаю, что надо защищать судей, однако мы должны очищать свои ряды и быть строгими к своим коллегам тоже. В целом, в судебной системе есть немало вопросов, требующих адекватного решения.

 

Уважаемые судьи!

Наша Стратегия–2050 задает не только новую масштабную цель. Она  предусматривает нарастающий темп динамики экономических и социальных отношений в Казахстане в ближайшие десятилетия. Это, безусловно, будет повышать роль и ответственность национальной судебной системы в обеспечении правопорядка, укреплении стабильности в обществе, последовательном повышении правовой культуры граждан.  Казахстанская Фемида должна быть полностью готова к тем разительным переменам, которые произойдут в экономике в предстоящий период.

Казахстанское судебное сообщество должно быть на высоте любых вызовов времени. Оно должно быть открытым и восприимчивым к судебно-правовым инновациям, которые уже сейчас происходят в глобальной юриспруденции и, безусловно, будут в будущем. Только чётко следуя букве и духу Закона, повышая свой профессионализм, развиваясь и самосовершенствуясь,  национальная судебная система сможет надежно обеспечить устойчивость правового базиса реализации нашей Стратегии.  

Важнейшие направления развития национального судопроизводства определены в нашей Концепции правовой политики до 2020 года. Но сегодня важно заглянуть дальше в будущее. Надо принять во внимание, как будет эволюционировать глобальное правовое пространство. Именно под этим углом зрения следует точно определить перспективы развития национальной судебной системы. В связи с этим хочу поделиться с вами своим видением главных приоритетов казахстанского правосудия.

Первое. Важно последовательно совершенствовать законодательные и процессуальные нормы деятельности судов. Уже подготовлены проекты новых кодексов – уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и об административных правонарушениях. Они длительно и тщательно разрабатывались, были всеми рассмотрены, мною в том числе. В них предусмотрена новая компетенция судов, в том числе новый упрощённый  порядок судопроизводства. Расширяются рамки судебного контроля и полномочия судей в ходе судебных разбирательств. Идет, конечно, дальнейшая гуманизация, но это не является самоцелью, и главное, чтобы мы все не ослабили правопорядок. Скорейшее принятие и введение в действие этих кодексов откроет новые возможности для повышения качества и оперативности уголовного правосудия.

Надо также модернизировать гражданское судопроизводство. Поручаю Правительству совместно с Верховным Судом приступить к  разработке проекта нового Гражданского процессуального кодекса. Порядок рассмотрения гражданских дел должен быть удобным и быстрым для сторон процесса, ориентированным на их примирение и широкое использование современных технологий. Следует разработать и внедрить законодательно обоснованную методологию разграничения случаев, требующих пересмотра судебных решений. Все суды должны быть готовы к работе в условиях нового законодательства, обеспечить оперативное, законное и справедливое рассмотрение дел. За это должны нести персональную ответственность как судьи, так и председатели судов.

Второе. Надо дальше совершенствовать судоустройство. И здесь ставится вопрос об  эффективной системе административной юстиции. В Концепции правовой реформы до 2020 года такая задача обозначена. Система административной юстиции должна быть частью административной реформы, которую мы проводим для улучшения работы всего государственного аппарата. Внедрять данную систему необходимо не торопясь, постепенно. Учитывая нашу правовую культуру, следует в этом вопросе изучить опыт других стран и внедрять в опытном порядке. В юрисдикции этого важного сегмента судебной власти должны быть вопросы разрешения споров, возникающих между гражданином и государством. Надо законодательно закрепить ограничения подсудности дел, подлежащих рассмотрению в порядке надзора Верховным Судом.

Третье. Огромный потенциал развития правовой системы Казахстана содержится во внедрении альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, особенно в социальной сфере. Несовершенство законодательства о медиации сдерживает развитие в нашей стране несудебных институтов урегулирования спорных ситуаций. В текущем году с использованием инструментов медиации рассмотрен только 1 процент от всего числа дел. Необходимо привести отечественное  законодательство о медиации в соответствие с международными стандартами. Это окажет позитивное воздействие на судебную систему Казахстана, будет способствовать снижению нагрузки на суды. И в то же время окажет воздействие на усиление деловой активности, создание благоприятного инвестиционного климата в стране.

Об инвестиционном климате в стране я говорю постоянно на всех встречах с правоохранительными органами, и Казахстану, как любой стране, необходимы инвестиции, в том числе внутренние и иностранные. Всякими проверками и различными препонами мы не должны  ограничивать бизнес. В рассматриваемых кодексах за экономические преступления предусматривается использование финансовых санкций, тем самым за счет экономических правонарушений не увеличивая тюремное население нашей страны. В этом отношении досудебное решение имеет  большое значение.

Четвертое. Важно обеспечить доступность правосудия широким слоям граждан. Следует повсеместно внедрить электронную фиксацию судебных процессов как механизма, обеспечивающего полноту и качество протокола судебного разбирательства. Надо обеспечить все суды первой инстанции системами видеоконференцсвязи, что даст возможность отправлять правосудие в дистанционном режиме. Лица, обратившиеся в суд, не должны сталкиваться с территориальными и организационными препятствиями в защите своих прав.

Важно расширять альтернативность подсудности дел по выбору сторон, исключать любые формальные требования к подаваемым в суд заявлениям. Особенно это актуально при рассмотрении дел в отношении социально уязвимых слоев населения, в том числе несовершеннолетних. Суды не вправе, используя пробелы в законодательстве, отказывать в принятии заявлений по каким-то формальным предлогам. Судьи – это слуги народа, как и все государственные служащие. Их непосредственная обязанность заключается в том, чтобы принимать все возможные меры по защите прав и интересов граждан.

Пятое. Важно повысить  профессионализм судейского корпуса Казахстана. Безусловно, никто не может быть застрахован от ошибок.  Но цена ошибок в работе судей слишком высока для всего общества и каждого человека. Судьям доверено действовать во имя справедливости от имени Закона, что налагает на них двойную ответственность. Решение этой задачи требует, прежде всего, модернизации системы судейского образования.

Также следует продолжить работу по повышению социальных и материальных условий деятельности судей, но с одновременным ужесточением требований к качеству их работы и ответственности. Надо улучшать обеспеченность судов и судей всем необходимым для их успешной деятельности. В то же время усилиями средств массовой информации следует формировать в обществе позитивное и уважительное отношение к судебной системе.

Выступающие в своих докладах отметили, что есть давление на судей, и следует признать, что это имеет место. Как-то я сказал, что если заместитель или руководитель какого-то звена госоргана провинился, то первый руководитель тоже за это отвечает. Этим стали пользоваться, и чтобы найти «ключ» к областному судье, решили использовать районного судью. Это неправильно. Каждый должен оцениваться отдельно – есть ли у него какая-либо вина.

Национальная судебная система  должна стать надежной гарантией стабильности в обществе, верховенства права, неуклонного соблюдения интересов общества и государства, защиты прав и свобод казахстанцев. В этом заключен высочайший смысл служения народу судейского сообщества Казахстана. В этом состоит главный долг казахстанских судей в сложной работе по реализации Стратегии – 2050. Я убежден, что более чем двухтысячный судейский корпус Казахстана внесёт достойный вклад в реализацию нашей цели и задач по обновлению и укреплению нашего Отечества.

 

Құрметті съезге қатысушылар!

Қазақта «билік айту оңай, біліп айту қиын» деген сөз бар. Әділ қазылық ету – кез-келген судьяның қасиетті парызы. Ол үшін заңды бес саусақтай білу жеткіліксіз. Ең бастысы, би адал, әділ болуы керек.  Қазы – халықтың ожданы. Ол қара қылды қақ жарған әділ болса, даугерлер төреліктің дұрыстығына күмән келтірмейді. Айыпкер заң бұзғанға зауал бар екенін түсінеді.    

Біз Мәңгілік Ел боламыз деп, кемел мемлекет құруды көздеген халықпыз. Сот төрелігінің әділдігі мен жедел, әрі толық орындалуы – кез-келген елдің кемел болмысының көрінісі. Сот жүйесінің дамуы тоқтап қалатын құбылыс емес, оны үздіксіз жетілдіріп отыру керек. Біз бұл бағыттағы жұмыстарды жалғастыра береміз. Ал, судьялар, сіздерден әрқашан жоғары біліктілік пен әділдік, адалдық талап етіледі.

Халқы заңын сыйлайтын, сотына сенетін қоғам – ең дамыған қоғам. Біздің мақсатымыз – дәл сондай қоғам құру. «Қазақстан – 2050» стратегиясының басты межелерінің бірі – осы. Ендеше, міндеттеріңіз айқын, бағыттарыңыз белгілі. Өздеріңізге артылған үмітті ақтап, адал жұмыс істейтіндеріңізге сенемін. Сіздерге әділ төрелік пен адал қызмет серік болсын. Табыс тілеймін!

Назарларыңызға рахмет.

 

Астана, 20 ноября 2013 года


Вернуться назад Вернуться назад Twitter Facebook Печать
Tokaev

Президент Республики Казахстан